Оканчивая психологический факультет или программу профессиональной переподготовки по психологии, выпускник уверен, что уж для него, с его поистине полезной профессией и современной непростой жизнью (ведь еще и ученые прогнозируют рост психологических проблем и эмоциональных нарушений в ближайшем будущем), точно найдется работа. И вот, он получает заветный диплом о первом или втором высшем психологическом образовании, и начинает действовать: размещает объявление, печатает визитки, создает свой сайт, начинает вести блог в интернете и… ждет шквала звонков от клиентов! Но почему у одних эти шаги срабатывают, а у других нет? Почему одни психологи становятся успешными, востребованными и имеют приличных доход, а другие сетуют на «непопулярную» и «неприбыльную» психологическую профессию и в срочном порядке ищут иные возможно заработать и реализовать себя? Разберемся в этом подробнее.
Уже само по себе обучение психологии учит тому, что каждый человек отвечает за себя, свою жизнь и за решение своих проблем. Нельзя по-настоящему решить проблемы за человека, а также без его искреннего желания что-либо изменить в своей ситуации. Эти идеи, на самом деле верные, приводят начинающих психологов к убеждению, что клиенты должны сами находить психолога. Поэтому многим психологам непонятна, неприятна и чужда сама мысль о продвижении, продаже своей профессиональной психологической помощи, своих услуг. Но, если разобраться, кто приходит на психологические консультации? Те, кому это нужно? Не совсем так. Приходят те, кто хочет решить возникшие затруднения. Те, кто хочет, составляют небольшой процент из тех, по-настоящему нуждается в психологической помощи. Это происходит из-за того, что зачастую люди не знают, что им может дать общение с психологом, не до конца понимают, в чем именно заключается психологическая помощь, или же имеют ошибочно представление о ней. Продвижение психологической помощи, психологических услуг помогает людям понять, в чем психолог может оказаться полезным именно им.
Итак, какие ошибки допускают психологи при продаже своих услуг? И какие рекомендации помогут начинающим психологам избежать этих ошибок или исправить, если они уже были допущены? Перечислим их:
- Неопределенная личная мотивация психолога. Поймите для себя, почему Вы хотите заниматься именно этим видом деятельности.
- Слишком широкий профиль. Как правило, успешные профессиональные психологи выбирают для себя определенный спектр проблем, с которыми они эффективно работают. Вы не можете на высоком уровне решать все возможные клиентские проблемы. Определите свой спектр из того, что Вам близко, понятно и интересно.
- Отсутствие конкретики в рекламе (в объявлении, на персональном сайте, в любых информационно-рекламных текстах о Вашей деятельности). Мы уже выяснили, что слова «психолог», «психолог-консультант», «психотерапевт» порой ничего не говорят. Следует описать четко и понятно: какие проблемы Вы можете решить, и что клиент получит в результате психологических консультаций.
- Реклама не на языке клиента. Все, кто изучал основы оказания психологической помощи, помнят, что во время беседы с клиентом важно использовать те же слова, которые произносит он, говорить на его языке. Так почему же, когда дело доходит до рекламно-информационного текста, то этот принцип тут же забывается? Поймите, что «арт-терапия», «гештальт-терапия» и другие названия почти всегда совершенно пустой для клиента звук! Расшифровывайте! Акцентируйте внимание на том, что Вы конкретно можете сделать.
- Продвижение своих услуг «не в том месте». Вы выяснили, с какими проблемами Вы можете и хотите работать, определили, что клиент получит в результате общения с Вами. Теперь определите, кто Ваш клиент (возрастная, социальная группа) и продвигайте Ваши услуги там, где есть Ваши потенциальные клиенты.
- Игнорирование необходимости вопроса продвижения, продажи оказываемой психологической помощи, отношение к продвижению как к чему-то постыдному. Это серьезное упущение. Продвижение своих услуг (профессиональной психологической помощи, психологических консультаций) – вопрос, который Вам придется решать. Так почему не сделать это хорошо?
Помните о своих сильных сторонах, опирайтесь на них, не бойтесь начинать, знайте, что тревога и сомнения естественны, но преодолимы. Если у Вас есть желание помогать людям, Вы потратили огромное количество времени и средств, чтобы научиться это делать профессионально, то почему бы не сделать еще один шаг – шаг навстречу клиенту, которому нужна Ваша помощь?
Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию