Психологическое консультирование кризисных и проблемных ситуаций

20.03.2012
кризисные ситуации    Кризисные ситуации: нужна ли психологическая помощь?

Кризис это не травмирующее событие или опыт, это реакция человека на них. Главная задача психотерапевтической работы с кризисными ситуациями - помощь клиентам, чтобы они могли справиться с кризисом.

    Корни современного кризисного консультирования относятся к Первой и Второй мировым войнам. Тогда начали работать с солдатами, получившими сильные психологические потрясения на войне,  в результате у солдат, получивших помощь, дела обстояли значительно лучше, чем у не подвергнутых кризисной терапии солдат.

    Психологическое консультирование кризисных и проблемных ситуаций (кризисное консультирование, кризисная терапия) достаточно краткое по продолжительности и обычно длится в течение нескольких недель. В первую очередь оно направлено на сведение к минимуму стресса, обеспечение эмоциональной поддержки и совершенствование стратегии выживания человека «здесь и сейчас». Подробнее об этом читайте в статьях «Психологическое консультирование кризисных ситуаций: утрата и горе» и «Психологическое консультирование: эмоциональное выгорание – приговор или сигнал к изменению».
Психологическое консультирование кризисных ситуаций: элементы и этапы

Психологическое консультирование кризисов (кризисное консультирование, кризисная терапия), как и любая психотерапия, имеет основные этапы, включающие в себя оценку, планирование и лечение. Но сфера, как правило, гораздо более конкретна и фокусируется непосредственно на кризисной ситуации клиента. Хотя существует целый ряд различных моделей лечения, в каждой есть несколько основных общих элементов:

1. Оценка ситуации.
Первый элемент кризисного консультирования включает в себя оценку текущей ситуации клиента. Необходимо выслушать клиента и задать вопросы, чтобы определить способы эффективного преодоления кризиса. В течение этого времени терапевту необходимо определить проблему, но в то же время он выступает в качестве источника сочувствия, понимания и поддержки. Важно также обеспечить клиенту безопасность, как физически, так и психологически.

2. Обучение.
Людям, переживающим кризис, необходима информация об их текущем состоянии и о мерах, которые они могут предпринять. Терапевт часто помогает клиентам понять, что их реакция нормальна, и это временное явление. Хотя ситуация может казаться тяжелой и неразрешимой для человека, испытывающего кризис, терапевт должен объяснить клиенту, что тот сможет в конечном итоге вернуться к нормальной жизни.

3. Поддержка.
Одним из наиболее важных элементов кризисного консультирования является психологическая поддержка, а также активное слушание, согласие и уверенность. Это может быть очень полезным для клиента: такое отношение дает возможность клиенту стать более сильным и независимым.

4. Развитие навыков для выхода из кризиса.
В дополнение к поддержке терапевт помогает клиенту развивать особые навыки. Это может быть помощь клиенту в рассмотрении различных способов решения проблемы, методы снижения стресса или методы стимулирования позитивного мышления. Цель этого процесса не только в разработке навыков работы с клиентом, но и в поощрении клиента взять на себя обязательства продолжать использовать эти навыки в будущем.
 
Хотите освоить кризисное консультирование и кризисную терапию? Нам есть, что вам предложить: программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями». В рамках данной образовательной программы вы овладеете самыми эффективными инструментами психологического консультирования кризисных ситуаций!

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию