Зачем нужны услуги психолога?

18.05.2011
психологическое консультирование
Что считать услугами психолога?
        
          Терминология относительно того, что считать услугами психолога, остается спорным вопросом. Как в теории, так и на практике существуют противоречия в том, что считать услугами психологическими, а что – психотерапевтическими, изначально медицинскими.
Когда спустя несколько десятилетий полулегального существования психологии в СССР потребность в знаниях о психической реальности  и умениях управлять психическими состояниями возросла, на рынок вышло как минимум два серьезных класса претендентов на оказание такого рода услуг: психологи и психиатры.  
       Психиатры, имея медицинское образование, обученные умениям иметь дело скорее с патологией, нежели с нормой психического функционирования,  проходят дополнительные специализации и получают сертификаты по специальности «Психотерапия». И оказывают, таким образом, психотерапевтические услуги.
        Психологи, получающие психологическое  образование, скорее ориентированы на работу с нормой психики. Они также проходят дополнительные специализации в разных областях психотерапии и медицинской психологии, и тоже оказывают услуги психотерапии.
И те, и другие работают с субъективной реальностью клиента. Только могут подходить к его  запросам совершенно с разных сторон - в зависимости от полученного образования, модели оказания помощи, имеющихся полномочий и, конечно, собственного мировоззрения.
Психологическое консультирование – это психотерапия
в широком смысле слова
        Все виды оказываемых этими специалистами услуг можно объединить термином «психотерапия», если принимать во внимание, что конечной целью услуги является оптимизация функционирования  субъективной  реальности клиента. Теоретически услуги психотерапии можно разделить на психологическое консультирование и психокоррекцию.
Психологическое консультирование - психотерапия в широком смысле слова, а значит, его задача - оказание клиенту помощи в ситуациях разного рода психологических затруднений или в случае его потребности улучшить качество переживания своей жизни. Это услуги, связанные с личностным ростом клиента.
        Психокоррекцию можно понимать как психотерапию в узком смысле, как лечение нарушений функционирования субъективной реальности через применение психологических средств воздействия. Такие типы запросов - запросы на психокоррекцию. Вмешательство  специалиста  в функционирование психической реальности при этом осуществляется, как правило, на более глубоком уровне и в более продолжительных форматах.  
       Но каково состояние не столько теоретических, сколько рыночных различий в психологических услугах «психокоррекция» и  «психологическое консультирование»? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала попробуем разобраться, чем же по факту отличается процесс психокоррекции (запрос на повышение уровня социальной адаптации) от процесса  консультирования (запрос  на личностный рост при достаточно высоком уровне социальной адаптации). На наш взгляд, отличаются они рядом признаков:

  • остротой актуальной потребности клиента, вызванной переживанием его личной жизненной ситуации как кризисной  («Нельзя так    дальше    жить, надо что-то менять, срочно и  быстро»),
  • глубиной  и продолжительностью работы специалиста (потребуется более  глубокая интервенция, стоит ожидать большей силы  сопротивления у клиента, присутствует более высокая  взаимная ответственность за результаты взаимодействия),
  • последствиями  (системные и продолжительные изменения у клиента,  касающиеся его способа жизни, уровня социальной адаптации).   
Услуги психолога в России
        Большинство специалистов-психологов, имеющих обширный и устойчивый контингент клиентов, занимается    психокоррекцией,  или психотерапией в узком смысле слова. Но  специалист – это одна сторона процесса. Вторая сторона – клиент.
Не стоит питать иллюзий о клиентах, которые формулируют запрос четко и сразу, да еще так, чтобы звучали долгожданные слова о желаемых изменениях.  Психологическая грамотность населения  в России остается очень низкой, и в этом нет ничего особенного, это скорее норма, чем отклонение от нее.
       А состояние рынка психологических услуг весьма сложное, поскольку предмет договора (изменение функционирования субъективной реальности) трудно ощутим, нематериален и отслеживается спустя достаточное количество времени после начала работы. Причем не в прямом виде, а в косвенном, в системных улучшениях жизнедеятельности.
Кроме того, услуги психолога как отдельный вид услуг для населения России все еще достаточно непривычен. Несмотря на то, что и специалистов с дипломами много, и указ Ельцина «О возрождении и развитии психоанализа в России» вышел более десяти лет назад (в 1996 году), и образ психолога (особенно психоаналитика) уже достаточно «раскручен» в кинопродукции разного уровня и происхождения.     

 

Имеет ли специалист, оказывающий услуги психолога, достаточную для этого подготовку?
        Сегодня люди обращаются  к психологу, не зная, реализует ли данный специалист услугу психокоррекции и имеет ли для этого достаточную подготовку. Поскольку обращаются, как правило,  в запущенных случаях, когда  ситуация  уже  стала очень острой. Часто бывает так: клиент не осознает, за какой услугой пришел, психолог не осознает, какая работа требуется, какой это заказ, на какую продолжительность и глубину проработки, его ли это работа.  И все же берет заказ и работает. Услуги психолога в этом случае оказываются не только бесполезными, но и опасными.  «Слепой провожает слепого» -  метафора такого процесса.
Естественно, в конце концов, недовольны оба. Но ответственность за это остается на психологе, так как знать рамки своей компетентности - его профессиональная обязанность.
Незнание психологом особенностей рыночной ситуации, недостаточное понимание степени своей ответственности в определении  специфики запроса, с одной стороны, и границ своей компетентности, с другой, очень  портит рынок. Население начинает разуверяться в возможностях психологических услуг вообще. Клиенты часто приходят уже озлобленные, после череды неудачных начал работы с разными специалистами.

 

Когда нужна психокоррекция?
      Услуги консультирования широко востребованы в стабильном обществе. Все хорошо, все спокойно, и клиенту для полного эмоционального комфорта хочется немного улучшить показатели в какой-то сфере жизнедеятельности. За свои деньги он имеет полное на это право.
       Убеждена, что в обществе, где нет экономической и социальной стабильности, услуги психолога не имеют почвы для широкой востребованности. В   обостренной социально-экономической  обстановке востребована услуга,  отвечающая   кардинальным изменениям в жизненной ситуации клиента, его глубокой личностной проработке.  Мой опыт практической деятельности говорит, что  в России 90% клиентов идут за  услугой «психокоррекция». Называть такой заказ могут как угодно, но суть от этого не меняется.  
        Клиенты чаще всего говорят: «Нужна ваша консультация». Муниципальные органы, при которых подобные услуги реализуются бесплатно (система соцзащиты, образования, медицинской помощи), тоже обозначают их словами «психологическое  консультирование». В методических документах и в отчетах это, возможно,  так и называется. Но запросы поступают именно на  психокоррекцию, и психологу придется реализовывать эту услугу. При этом квалификация специалиста должна быть очень высокой! Важно  получить  несколько  специализаций, в разных  отраслях психотерапии, но таким образом, чтобы эти специализации соответствовали выбранному психологом направлению  работы.

Коучинг как вид услуг психолога
       Сегодня в большинстве своем наши клиенты  высокомотивированы, ориентированы на конкретный  и ощутимый результат (состояние кризисное, потребность его изменения обострена). Зачастую это руководители компаний, которым нужны инструменты для быстрого приведения в порядок системы своей личной мотивации, возможно - пересмотра ценностей, приоритетов. Если клиенту это необходимо для достижения высшей  эффективности своей деятельности, тогда это запрос на коучинг*. Услуга специфическая и также включающая элементы психокоррекции.
      Место коучинга промежуточное  между психологическим консультированием  и психокоррекцией. На сегодня это одна из самых востребованных услуг психолога со стороны руководителей производств и  их подразделений.  Но кто же сможет оказать такие услуги? Или, если ужесточить вопрос – кто же выживет среди психологов в борьбе за рынок и клиента? Ответ банален: выживут компетентные. Рынок потребителей этих услуг в России формируется очень быстро. И, по меткому выражению ректора МИЭТ Алексея Геращенко, «продавать то, что сейчас именуют коучингом, на манер цыганской лошади, надутой через соломинку специально для продажи, в России уже нельзя  - побьют».
      С  запросами на коучинг и на психокоррекцию (быстро и ощутимо получить результаты) средствами только одной школы психотерапии  уже не  справиться. Нужно очень много знать и уметь, чтобы найти для конкретной ситуации и конкретного человека единственно верную стратегическую линию и, начав ее реализацию, обеспечить ощутимые результаты достаточно быстро. Желательно - уже после первой, после третьей сессии. Сможет ли клиент удержать полученный результат  без сопровождения  специалиста? Не факт. Все зависит от того, кто наш клиент, каковы его мотивация и уровень компетентности. Если потребуется дальнейшее сопровождение, дальнейшая проработка, это уже будет другой  запрос того же клиента и другой объем  работы  для него.
         

        Морозова Г.В.,
        к.пс.н., преподаватель Института
        Статья опубликована: «Деловое обозрение» (Ульяновск), январь 2008.

Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию