Когда спустя несколько десятилетий полулегального существования психологии в СССР потребность в знаниях о психической реальности и умениях управлять психическими состояниями возросла, на рынок вышло как минимум два серьезных класса претендентов на оказание такого рода услуг: психологи и психиатры.
Психиатры, имея медицинское образование, обученные умениям иметь дело скорее с патологией, нежели с нормой психического функционирования, проходят дополнительные специализации и получают сертификаты по специальности «Психотерапия». И оказывают, таким образом, психотерапевтические услуги.
Психологи, получающие психологическое образование, скорее ориентированы на работу с нормой психики. Они также проходят дополнительные специализации в разных областях психотерапии и медицинской психологии, и тоже оказывают услуги психотерапии.
И те, и другие работают с субъективной реальностью клиента. Только могут подходить к его запросам совершенно с разных сторон - в зависимости от полученного образования, модели оказания помощи, имеющихся полномочий и, конечно, собственного мировоззрения.
в широком смысле слова
Психологическое консультирование - психотерапия в широком смысле слова, а значит, его задача - оказание клиенту помощи в ситуациях разного рода психологических затруднений или в случае его потребности улучшить качество переживания своей жизни. Это услуги, связанные с личностным ростом клиента.
Психокоррекцию можно понимать как психотерапию в узком смысле, как лечение нарушений функционирования субъективной реальности через применение психологических средств воздействия. Такие типы запросов - запросы на психокоррекцию. Вмешательство специалиста в функционирование психической реальности при этом осуществляется, как правило, на более глубоком уровне и в более продолжительных форматах.
Но каково состояние не столько теоретических, сколько рыночных различий в психологических услугах «психокоррекция» и «психологическое консультирование»? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала попробуем разобраться, чем же по факту отличается процесс психокоррекции (запрос на повышение уровня социальной адаптации) от процесса консультирования (запрос на личностный рост при достаточно высоком уровне социальной адаптации). На наш взгляд, отличаются они рядом признаков:
- остротой актуальной потребности клиента, вызванной переживанием его личной жизненной ситуации как кризисной («Нельзя так дальше жить, надо что-то менять, срочно и быстро»),
- глубиной и продолжительностью работы специалиста (потребуется более глубокая интервенция, стоит ожидать большей силы сопротивления у клиента, присутствует более высокая взаимная ответственность за результаты взаимодействия),
- последствиями (системные и продолжительные изменения у клиента, касающиеся его способа жизни, уровня социальной адаптации).
Не стоит питать иллюзий о клиентах, которые формулируют запрос четко и сразу, да еще так, чтобы звучали долгожданные слова о желаемых изменениях. Психологическая грамотность населения в России остается очень низкой, и в этом нет ничего особенного, это скорее норма, чем отклонение от нее.
А состояние рынка психологических услуг весьма сложное, поскольку предмет договора (изменение функционирования субъективной реальности) трудно ощутим, нематериален и отслеживается спустя достаточное количество времени после начала работы. Причем не в прямом виде, а в косвенном, в системных улучшениях жизнедеятельности.
Кроме того, услуги психолога как отдельный вид услуг для населения России все еще достаточно непривычен. Несмотря на то, что и специалистов с дипломами много, и указ Ельцина «О возрождении и развитии психоанализа в России» вышел более десяти лет назад (в 1996 году), и образ психолога (особенно психоаналитика) уже достаточно «раскручен» в кинопродукции разного уровня и происхождения.
Естественно, в конце концов, недовольны оба. Но ответственность за это остается на психологе, так как знать рамки своей компетентности - его профессиональная обязанность.
Незнание психологом особенностей рыночной ситуации, недостаточное понимание степени своей ответственности в определении специфики запроса, с одной стороны, и границ своей компетентности, с другой, очень портит рынок. Население начинает разуверяться в возможностях психологических услуг вообще. Клиенты часто приходят уже озлобленные, после череды неудачных начал работы с разными специалистами.
Убеждена, что в обществе, где нет экономической и социальной стабильности, услуги психолога не имеют почвы для широкой востребованности. В обостренной социально-экономической обстановке востребована услуга, отвечающая кардинальным изменениям в жизненной ситуации клиента, его глубокой личностной проработке. Мой опыт практической деятельности говорит, что в России 90% клиентов идут за услугой «психокоррекция». Называть такой заказ могут как угодно, но суть от этого не меняется.
Клиенты чаще всего говорят: «Нужна ваша консультация». Муниципальные органы, при которых подобные услуги реализуются бесплатно (система соцзащиты, образования, медицинской помощи), тоже обозначают их словами «психологическое консультирование». В методических документах и в отчетах это, возможно, так и называется. Но запросы поступают именно на психокоррекцию, и психологу придется реализовывать эту услугу. При этом квалификация специалиста должна быть очень высокой! Важно получить несколько специализаций, в разных отраслях психотерапии, но таким образом, чтобы эти специализации соответствовали выбранному психологом направлению работы.
Место коучинга промежуточное между психологическим консультированием и психокоррекцией. На сегодня это одна из самых востребованных услуг психолога со стороны руководителей производств и их подразделений. Но кто же сможет оказать такие услуги? Или, если ужесточить вопрос – кто же выживет среди психологов в борьбе за рынок и клиента? Ответ банален: выживут компетентные. Рынок потребителей этих услуг в России формируется очень быстро. И, по меткому выражению ректора МИЭТ Алексея Геращенко, «продавать то, что сейчас именуют коучингом, на манер цыганской лошади, надутой через соломинку специально для продажи, в России уже нельзя - побьют».
С запросами на коучинг и на психокоррекцию (быстро и ощутимо получить результаты) средствами только одной школы психотерапии уже не справиться. Нужно очень много знать и уметь, чтобы найти для конкретной ситуации и конкретного человека единственно верную стратегическую линию и, начав ее реализацию, обеспечить ощутимые результаты достаточно быстро. Желательно - уже после первой, после третьей сессии. Сможет ли клиент удержать полученный результат без сопровождения специалиста? Не факт. Все зависит от того, кто наш клиент, каковы его мотивация и уровень компетентности. Если потребуется дальнейшее сопровождение, дальнейшая проработка, это уже будет другой запрос того же клиента и другой объем работы для него.
Морозова Г.В.,
к.пс.н., преподаватель Института
Статья опубликована: «Деловое обозрение» (Ульяновск), январь 2008.
Все статьи по теме Статьи по психологическому консультированию