Почему сказки так важны даже для взрослых?

17.09.2024

Обучение сказкотерапии

© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Содержание:

 

 

Очарование сказок говорит о скрытой части нашего характера, которая редко умирает, даже в старости. Удивительно, как эти вечные истории продолжают пленять нас, даже взрослых. На страницах этих сказок заключена глубокая магия, очарование, которое глубоко откликается в наших сердцах и умах. Видите ли, сказки — это больше, чем просто причудливые рассказы. Они несут в себе нити универсальных истин, окрашенные яркими персонажами и фантастическими обстановками. Но почему они вызывают у нас такие сильные эмоции, даже во взрослом возрасте?

 

Как сказкотерапия для взрослых превращает истории в руководство для жизни

 сказки для взрослых

© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Почему же сказки захватили умы и сердца не только детей, но и явного, если не сказать подавляющего большинства взрослых людей? Думается, что один из главных факторов — социально-психологический.

По-видимому, этот фактор действует как бы с двух полюсов. С одной стороны, полностью обеспеченная, беззаботная, а потому скучная жизнь одной части населения направляет ее внимание на потребление сказочной продукции как способа развлечения. С другой стороны, в серых и порой драматических буднях другой части населения сказочные миры создают возможность отвлечься хотя бы на время от многочисленных проблем и погрузиться в совершенно иную, удивительную и прекрасную реальность.

Сказкотерапия – это один из методов психологического воздействия на взрослого человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем.

Сказки обладают замечательной способностью обходить стены, которые мы иногда возводим во взрослом возрасте. В своей простоте они проникают в самую суть наших эмоций и убеждений, напоминая нам о нашей врожденной способности к удивлению и воображению. Они разжигают пламя детского любопытства, которое живет в каждом из нас.

Сказочные истории затрагивают наши самые глубокие стремления к смыслу, надежде и трансформации. Они отражают борьбу и триумфы нашей реальной жизни таким образом, что это кажется одновременно знакомым и необычным.

Более того, эти сказочные истории часто предоставляют безопасное пространство для исследования сложных эмоций и моральных дилемм. Через своих персонажей и сюжеты они приглашают нас исследовать наши жизненные ситуации, представляя в сказке своих действующих лиц, помогают находить пути решения.

Сказку можно рассматривать как описание некоторых моделей поведения, и, соответственно, на основе работы со сказкой можно помогать клиенту усваивать продуктивные модели поведения, реконструировать непродуктивные, простраивать модели будущего поведения. Идеи, изложенные в сказках, в этой логике могут практически напрямую быть перенесены в жизнь.

Сказки формируют своеобразный банк образцов поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Сказки могут обнаружить глубокие связи с судьбой, внутренним миром человека, его поступками и переживаниями, а также его сильными и слабыми сторонами и даже болезнями.

Сказкотерапия подходит для решения самых разных проблем, открывая перед взрослыми людьми дверь к их внутреннему миру, показывая новые пути и выходы из проблемных жизненных ситуаций, позволяя отыскать в себе внутренние ресурсы.

 

Обучение сказкотерапии с получение удостоверения о повышении квалификации можно пройти на курсе «Сказкотерапия в консультировании взрослых».

 

В чём преимущество использования в терапии сказок для взрослых?

 терапевтические сказки для взрослых 

© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Преимущество использования в терапии сказок для взрослых вмещает в себя множество различных технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.

Можно выделить следующее:

1. Сгладить барьеры между терапевтом и клиентом

Сказка позволяет быстро установить контакт и настроиться на дальнейшую работу.

 

2. Провести анализ глубоко спрятанных в памяти проблем

Детские обиды, которые негативно отражаются во взрослый жизни человека, можно будет отследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим.

 

3. Найти выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций

Например, клиент пришел с проблемой измены супруга. Психолог может не просто рассказать ему какой-то интересный сказочный сюжет, но и задать определенные вопросы, которые подтолкнут его к размышлениям о семейной жизни и к решению, которое позволит найти выход из создавшейся ситуации.

 

4. Отобразить внутренний конфликт

Сказка предоставляет возможность клиенту выявить свои внутренние противоречия и поразмыслить над ними.

 

5. Актуализировать скрываемые клиентом личностные моменты

Даже если человек пытается что-то скрыть от психолога или о чём-то недоговорить, считая это не особо важным, то сделать это не удастся, т.к. подсознание все равно раскроет это в обсуждении или сочинении сказки.

 

Терапевтические сказки дают клиентам подсказки и помогают найти выход из сложной жизненной ситуации.

На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных психологических состояний, в том числе и с целью создания благоприятной и дружеской атмосферы в рабочем коллективе.

Сказки обладают большой привлекательностью и ценностью, именно сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать клиенту, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15 - 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Сочиняя сказки о своей будущей, настоящей или прошлой жизни, человек как бы описывает свою реальную жизнь с помощью метафор, сравнений, аллегорий. Сочиняя сказку, он может почувствовать себя на месте героев, например, выбрать роль счастливого, удачливого героя, который преодолевает все трудности своей жизни.

Методы сказкотерапии позволяют по-новому взглянуть на свою жизнь, написать новый счастливый сценарий своего жизненного пути, развить многие способности человека: он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром.

Особенности сказкотерапии в коррекционной работе с клиентами

методы сказкотерапии 

© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Специфической особенностью сказкотерапии является метафорический язык, благодаря чему человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.

Особенность сказкотерапии заключается в том, что этот метод имеет несколько уровней воздействия на личность:

1. Неосознаваемый уровень

2. Осознаваемый уровень

3. Поведенческий

Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.

Коррекционными целями психологической сказки могут быть: раскрытие перед человеком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.

Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме.

Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей и оценок. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, сказка помогает людям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

 

Обучение «Сказкотерапия в консультировании взрослых» для тех, кто хочет приобрести профессиональные навыки и наработать практический опыт сказкотерапевта под руководством опытного наставника.

Методы сказкотерапии

 сказочные истории для взрослых

© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Главным аспектом применения сказкотерапии в работе со взрослыми клиентами является осознание, которое предоставляет возможность принять свои эмоциональные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет порой все неурядицы и проблемы перенести на персонажей. 

Разберем некоторые из методов, которые может использовать психолог в работе со взрослыми клиентами:

1. Метод «Обсуждение уже написанного сказочного произведения»

Это основной метод в сказкотерапии. Он открывает новые грани возможностей, когда клиент объясняет содержание сказки согласно своим убеждениям, жизненным установкам и принципам, что раскрывает его сущность.

 

2. Метод «Создание авторской сказочной истории»

Сочиненная клиентом сказка позволяет выразить негативные чувства, что испытывает в данный момент человек – страхи, злость, обиду, одиночество, неуверенность, а также надежды и мечты в безопасной символической форме. Разбор авторской сказки нужно проводить с психологом, который поможет выявить проблемный аспект и найти выход из создавшейся ситуации.

 

3. Метод «Изготовление кукол»

Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться

определенных результатов. Куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

 

4. Метод «Проигрывание сказки»

При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию внутренних эмоций наружу и, таким образом, избавлению от них.

 

5. Метод «Переписывание сказки»

Задание переписать известную сказку на определенный лад всегда достаточно хорошо воспринимается взрослыми. Например, одна группа переписывает сказу «Репка» в фантастическом жанре, вторая группа – на языке рэперов, третья группа – в детективном жанре. Такого рода задания направлены на развитие навыков командной работы, коммуникативных навыков и креативности в коллективе.

 

6. Методы арт терапии по мотивам сказки

Сказкотерапия замечательно сочетается с изотерапией, метафорическими ассоциативными

картами (МАК), работой с фольгой, куклотерапией, песочной терапией и др. Это помогает людям лучше визуализировать и обрабатывать свои эмоции и мысли. Например, мы просим клиента нарисовать на листе формата А4 фрагмент из любимой сказки, который олицетворяет счастье, то, что «греет душу». На другом листе нарисовать фрагмент из сказки, который не нравится, с которым клиент не согласен и вообще бы убрал его из этой сказки. Продукты творчества также становятся объектом анализа.

  • расскажите о своих сказках;
  • какие эпизоды сказки вы нарисовали и почему именно на них заострили свое внимание?
  • как-нибудь это отражается в вас?
  • насколько было легко рисовать?
  • что чувствовали в процессе выполнения этого задания?
  • какие мысли вы смогли отследить?

Можно комбинировать написание сказки с тестом «Несуществующее животное». Просим

нарисовать два рисунка: несчастное несуществующее животное и счастливое несуществующее животное, а затем придумать сказку с этими персонажами, которая должна завершиться их конструктивным взаимодействием.

Примеры сказкотерапии

 сказки в терапии взрослых

© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум

 

Разберем несколько примеров сказок, которые можно использовать в сказкотерапии со взрослыми клиентами.

 

Сказка «Золушка»

Сказка о Золушке часто анализируется с точки зрения преодоления трудностей и достижения счастья вопреки препятствиям. Она полезна для обсуждения вопросов самооценки, сложной семейной динамики, важности личных усилий и надежды.

 

Сказка «Три поросенка»

Эта сказка используется для обучения стратегиям решения проблем, подготовке и планированию. История о поросятах, строящих разные дома, отражает различные подходы к решению задач и последствия выбора.

 

Сказка «Премудрый пескарь»

Сказка подойдет в работе с людьми, кто имеет невысокое мнение о себе самом, склонен к самоуничижению, чтобы тем самым побудить у взрослого человека стремление «выжать из себя раба». 

 

Сказка «Красная Шапочка»

Эту сказку можно использовать для обсуждения личной безопасности и опасностей, с которыми могут столкнуться дети. Она также затрагивает вопросы доверия и обмана, помогая детям научиться различать безопасные и опасные ситуации.

 

Сказка «Гадкий утенок»

Эту историю часто используют для решения проблем самоидентификации и самопринятия. Она мотивирует людей, страдающих от низкой самооценки или социального тревожного расстройства.

 

Сказка «Гензель и Гретель»

Сюжет этой сказки исследуется в контексте семейных отношений, особенно когда дети чувствуют себя брошенными или недооцененными. Также поднимаются вопросы о остроумии и хитрости по сравнению с силой и агрессией.

 

Метод «сказкотерапия» - сертифицированное обучение на курсе «Сказкотерапия в консультировании взрослых» для психологов, консультантов, коучей, бизнес-тренеров, педагогов и воспитателей.

 

Заключение

Сказки хранят множество секретов, а сила их воздействия на человека не перестает удивлять. Специалистов привлекают потенциалы сказки как средства оказания психологической помощи, и они открывают новые ресурсы сказочных метафор и разрабатывают новые психологические техники для их использования.

По сути, воздействие сказок заключается в их способности трогать наши сердца и умы, разжигая эмоции, которые напоминают нам о красоте человеческого опыта. Они шепчут, что независимо от того, насколько мы стареем, магия воображения и глубина наших эмоций остаются яркими и живыми.

В защищенных терапевтических рамках целенаправленно предлагаемые сказки («Вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Может быть, вам это понравится») могут стать катализаторами важных психологических процессов. Сказкотерапевты должны довольствоваться открытием пространства «Ощущаете ли вы себя в сказке? Что вам здесь знакомо? Сталкивались ли вы уже с чем-то подобным?», играть роль терпеливых, опытных, заботливых спутников и сопровождать своих клиентов даже неизвестными им путями, понимая, что сказка символически отражает жизненный кризис и его разрешение.

И последнее: риски и вредные побочные эффекты сказок неизвестны. В худшем случае они просто становятся неинтересны клиенту. Часто они «просто» занимательны и развлекательны. Необходимо серьезно задаться вопросом, сколько в них скрыто позитивного содержания, потому что лишь то, что затрагивает, может и развлечь, и оказать целебное действие. Иногда сказка даже переворачивает жизнь человека. В лучшую сторону.

 

 

 

Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)