15.06.2011

Остается неясность: чей это стресс (кто его переживает) и кто им управляет? Вопросы не праздные. Большая часть людей считает, что жертвы стресса – это они, а управляет процессом протекания (ввергает их в стресс или может «вывести» из стресса) кто-то другой, некое третье лицо.
Нет ничего ошибочнее такой позиции: превращение себя в объект чьего-то воздействия со снятием с себя ответственности за последующие состояния. Но подобная позиция имеет массу вторичных выгод: раз я не хозяин своего состояния, то какой с меня спрос?
Стресс-менеджмент, в нашем понимании, представляет собой иное видение ситуации. Мы являемся носителями стресса? Да. Но мы же сами и отвечаем за то, до какой степени позволим себе находиться в этом состоянии, и как долго это будет происходить. Наш (автора статьи) взгляд на свои состояния – субъектный, в отличие от описанного выше объектного. И мы убеждены, что культуре наших внутренних состояний можно обучиться.
Все вышесказанное касалось узкого толкования термина «стресс-менеджмент» как науки выходить из состояния стресса в комфортное состояние. Но в действительности все гораздо объемнее.
Конечно, знание своих психоэмоциональных состояний «в лицо» важно. Хотя бы для того, чтобы их можно было свободно идентифицировать перед тем, как принять решение о переключении (если уж находиться в прежнем состоянии никак не хочется).
Но доступ к такому свободному переключению возможен только при определенных условиях. Каких именно? А это уже вопрос широкого толкования термина «стресс-менеджмент».
В широком толковании «управлять стрессом» означает создать для себя такой образ жизни, при котором переживать события как стрессовые (а точнее, дистрессовые, неприятные, истощающие) – будет невозможно. Потому что сам по себе стресс, когда он не превышает запаса адаптационной свободной энергии организма, не истощает. Он делает жизнь богаче и разнообразнее, как острая приправа, добавляющая вкус блюду, или как процедура закаливания, добавляющая организму выносливости.
Истощающим действием обладает дистрессовая реакция. Но как она возникнет (лучше-возникнет ли она) в ответ на то или иное событие, заранее сказать трудно. Все зависит от соотношения силы воздействия стимула-стрессора, качества этого стрессора и имеющегося на данный момент в организме запаса свободной энергии.
Организационная психология о дистрессе
Наибольшему риску нахождения в дистрессе, по исследованиям организационной психологии, подвержены сотрудники, занятые ежедневным взаимодействием с большим количеством клиентов. Как правило, это низовой персонал компаний. Но и менеджеры среднего звена, и руководители тоже могут оказаться в зоне риска, по разным обстоятельствам.
Организационная психология объясняет, как проявляется это состояние в сознании, при решении производственных проблем. Как правило, это мысли-шаблоны примерно следующего содержания:
Я люблю делать все по-своему.
Я сам все сделаю быстрее и лучше, чем другие.
Другие недостаточно компетентны, чтоб выполнить дело хорошо.
Проще все сделать самому.
Другие против дополнительных нагрузок, они не согласятся это делать, поэтому опять придется мне.
Все считают, что я должен принимать все решения и решать все проблемы.
Важно понимать: это всего лишь убеждения. Чаще всего это цепь убеждений, которые когда-то однажды, для определенной ситуации в прошлом были крайне актуальны. Возможно, от них даже зависели обстоятельства выживания. И поэтому они укоренились в бессознательной части психики, а теперь прокручиваются в сознании, как заезженные пластинки.
Это не факты, это всего лишь убеждения и мысли, которые, будучи неконтролируемыми, могут сделать жизнь болезненной, лишить ее радости.
Подобные модели мышления контролируют поведение только до тех пор, пока они не осознаны. От них можно освободиться, впустив в свою жизнь переживания радости и легкости бытия (не путать с легкомыслием!). Этому можно научиться. Этому можно научить. Вариантов – несколько.
Морозова Г.В.,
к.пс.н., преподаватель Института позитивных технологий и консалтинга
Все статьи по теме Статьи по психологии управления и менеджменту