22.06.2011

Существуют тренинги стресс-менеджмента навыкового типа, где тренеры обучают приемам и техникам экспресс-помощи в острых стрессовых ситуациях. Единственно, чего не хватает после прохождения таких программ – это возможности в настоящей стрессовой ситуации воспроизвести все эти чудо-техники, которые на тренинге так хорошо работали…
Но очень уж много верящих в возможность чудесных избавлений от неприятностей и острых эмоциональных переживаний навсегда путем приемов и техник. Если ваши приоритеты именно таковы: услуги «быстрого-быстрого обучения» стресс-менеджменту, имея в виду его узкое толкование – тогда вы и будете искать таких предложений на рынке. И они найдутся.
Но обучение управлению стрессом не имеет ничего общего с развлечением. Часто люди, прошедшие обучение, как страдали от стресса, так и страдают. Дистресс только укрепляет в сознании мысль о том, что справиться с ним невозможно. Положение еще более усложнится, если заказчик тренинга – работодатель, а участники группы – его подчиненные. Ну не вспоминаются все эти техники в кризисной ситуации, а если и вспоминаются, то реализовать их не всегда получается, в связи с чем люди ощущают себя плохими сотрудниками. Всем плохо, только стрессу очень хорошо, он себе жил, жив и собирается еще пожить за общий счет.
Что же, совершенно невозможно с ним справиться? Это не так. Трудно, когда стресс-менеджмент понимается как обычное обучение навыкам, в узком смысле, в тактическом подходе. Возможности расширяются при расширении видения места стресса в контексте жизни участников программы, пересмотра мировоззрения, упорядочивания ценностей, перестройки сознания.
От тренера требуется работать не напрямую, не в лоб, а используя системный, стратегический подход. Больше требуется и от обучаемого. Как выразился один из моих заказчиков: «Я хотел обойтись «косметическим ремонтом» помещения моего сознания, а тут пришлось делать евроремонт».
Суть тренингов управления стрессом
Что происходит, если мы отказываемся думать о дистрессе и освобождении от него? Хронический дистресс как образ жизни становится вторым «я» человека, изменяет его личностный статус. Человек, «примерив» психологию жертвы, прикипает к ней и с трудом расстается с привычной ролью.
Явления дистресса имеют системные происхождение и природу, потому и справиться с ними можно, только используя системный подход. Тогда и заказчик получает шанс понять, на каком этапе своей внутренней работы он находится, и тренер имеет шанс быть удовлетворенным своей работой.
Что подразумевается под системным подходом к стресс-менеджменту? В самом общем виде – работа системного характера, со всеми сферами психики. В первую очередь – работа с переживаниями, с телесной симптоматикой. Ведь у каждого – своя индивидуальная реакция на стрессовую ситуацию, и ситуации у всех разные…
Это не развлечение, которое выглядит как обучение, а выработка иного психофизиологического состояния человека. А значит, не может быть быстрой и легкой работой. Это важно объяснить заказчику, и это дело тренера, который берется за исполнение таких заказов.
По сути, заказ на тренинг управления стрессом является заказом на обучение культуре состояний. Но что мы знаем о своих состояниях? Между тем именно определенные состояния определяют качество человеческой жизни. И человек имеет право знать о том, в каких состояниях он проживает жизнь, и иметь выбор перехода в другие, более комфортные и легкие состояния для осуществления своей жизнедеятельности, и выбор способов такого перехода.
Социуму, по большому счету, все равно – как себя сегодня ощущает Иванов или Петров, удовлетворен он сегодня процессом и результатами своей жизнедеятельности или не очень. Социум в целом абсолютно безжалостен к переживанию человеком его собственной жизни. Это проявляется уже в том, что целый ряд переживаний, эмоциональных состояний (относящихся к тяжелому сильно заряженному негативному спектру – страх, ненависть, гнев) является настолько же предписываемым в употреблении к «чужим», насколько и табуированным в отношении к «своим».
К примеру, считается неприличным переживать эти чувства в отношении близких людей, в отношении подопечных, клиентов. Клиент всегда прав! Прав-то он прав, но что делать, если в конце дня у нас не хватает сил на его обслуживание, или если он так ведет себя, что остаться спокойным мог бы только памятник?
Чувствам все равно, что в их отношении есть какие-то нормы. От того факта, что они табуированы, переживания не перестают наличествовать и протекать в психике. А для сознания их как бы нет, потому что механизм их игнорирования, искажения и, в конце концов, вытеснения запускается в самом раннем детстве. Но человек ежедневно имеет дело с множеством других людей, к тому же ему еще и нормами корпоративной культуры предписывается любить всех клиентов, и запрещено на них обижаться и гневаться. Корпоративная культура создает миф о сотруднике, который не просто все знает и умеет, но который еще всегда выдержан и одинаково доброжелательно-вежлив со всеми посетителями.
Кем же должен быть такой человек, кому бы было такое под силу всегда? Будем откровенны. Это либо святой, либо субъект, личностно проработанный так, что Фрейду и не снилось, либо субъект, лишенный всех переживаний начисто, а значит, почти что мертвый, потому что переживание и жизнь - слова однокоренные.
И как же быть с системным стресс-менеджментом, который и есть личностная проработка и обучение культуре состояний одновременно? Ничего особенно нового. Учиться этому.
Морозова Г.В.,
к.пс.н., преподаватель Института позитивных технологий и консалтинга
Все статьи по теме Статьи по психологии управления и менеджменту