Вопрос:
Как происходит обучение по дистанционной форме?
Ответ:
Вопрос:
Чем отличается профессиональная переподготовка от курсов?
Ответ:
Основное отличие в том, что диплом о профессиональной переподготовке дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности, а свидетельство/удостоверение – свидетельствует о том, что слушатель прошел краткосрочный курс повышения квалификации по определенной программе.
Вопрос:
В связи с последними изменениями в перечне документов, подтверждающих наличие высшего образования, можно ли рассчитывать на получение диплома о профессиональной переподготовке, имея диплом о неполном высшем образовании?
Ответ:
В соответствии с п. 8 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 2571, профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. При этом, как следует из п. 9 Положения, уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ (в ред. от 01 декабря 2007 N 313-ФЗ), только лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. При этом устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. Только квалификация "бакалавр", "специалист" и "магистр" дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца. До принятия Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ действовало правило, согласно которому образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Однако и в то время только получение диплома, подтверждающего квалификацию (в том числе «бакалавр» давало гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Диплом о неполном высшем образовании никогда не являлся документом, подтверждающим квалификацию, а в форме диплома (Приложение 7 к Постановлению Госкомвуза России от 30 ноября 1994 N 9) установлено, что диплом дает право профессиональной деятельности и продолжения высшего образования (а не какого-либо другого). Таким образом, диплом о неполном высшем образовании не давал вам права поступать в образовательное учреждение для прохождения профессиональной переподготовки. В соответствии с п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (в ред. от 31.03.2003 N 175) в результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Поскольку диплом о неполном высшем образовании не является подтверждением полученной специальности, он не дает права на получение диплома о профессиональной переподготовке.
Ответ дан по состоянию законодательства на 07 февраля 2011 г.
Вопрос:
Сейчас очень много обучающих центров, курсов. Как разобраться, какие документы кто должен выдавать. Когда выдается сертификат, когда свидетельство, а когда диплом?
Ответ:
В запросе речь идет о видах документов, подтверждающих освоение дополнительных образовательных программ. Это зависит от длительности обучения и видов образовательных программ. В соответствии с п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2003 N 175), образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования:
повышение квалификации - краткосрочное (не менее 72 часов), тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов), длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов;
стажировка (может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов);
профессиональная переподготовка – дает право на выполнение нового вида профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 28 Типового положения государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» не имеющие государственной аккредитации образовательные учреждения выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Ответ дан по состоянию законодательства на 04 апреля 2011 г.
Вопрос:
Чтобы пройти профессиональную переподготовку нужно иметь диплом о высшем образовании степени специалист или так же можно пройти переподготовку, имея диплом бакалавра?
Ответ:
В соответствии с п. 9 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571, уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» право заниматься профессиональной деятельностью дают квалификации, указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании. Согласно п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» установлено два уровня (образовательного ценза) для высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование – бакалавриат и высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура. Таким образом, пройти переподготовку может как лицо, имеющее диплом специалиста, так и прошедший бакалавриат или магистратуру.
Ответ дан по состоянию законодательства на 1 марта 2011 г.
Вопрос:
У меня диплом негосударственного образца. Могу ли я поступить в ВУЗ с гос. аккредитацией, для последипломной переподготовки по родственной специальности, с последующим получением диплома гос. образца О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ?
Ответ:
В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании», в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 5.1) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 6) послевузовское профессиональное образование.
Как следует из приведенной нормы, профессиональная переподготовка не является самостоятельным образовательным уровнем, а рассматривается в качестве одного из видов дополнительного профессионального образования (п. 1. Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571).
Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования (п. 8 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов). Диплом государственного образца о высшем образовании не является обязательным условием для прохождения профессиональной переподготовки. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Диплом о профессиональной переподготовке выдается слушателям, успешно закончившим курс обучения по программе в объеме свыше 500 часов (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610).
Вышесказанное означает, что диплом о высшем образовании негосударственного образца позволяет его обладателю пройти профессиональную переподготовку с получением диплома государственного образца о профессиональной переподготовке. Отказ государственного образовательного учреждения в выдаче документа государственного образца о профессиональной переподготовке неправомерен.
Ответ дан по состоянию законодательства на 14 января 2012 г.
Вопрос:
Можно ли получить образование через интернет?
Ответ:
Порядок использования дистанционных образовательных технологий Утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137. В соответствии с данным Порядком, образовательные программы высшего профессионального образования могут быть освоены с использованием дистанционных образовательных технологий. Понятие дистанционных образовательных технологий закреплено в пп. 5 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», согласно которому под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Согласно п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Таким образом, обучение граждан посредством дистанционных технологий может производиться на основании их зачисления на обучение в установленном порядке.
Ответ дан по состоянию законодательства на 03 февраля 2011 г.
Вопрос:
Возможно ли получение государственного или иного диплома после прохождения обучения дистанционно?
Ответ:
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. за № 6862). В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий). Дистанционное обучение – это форма организации образовательного процесса. Как правило, дистанционные образовательные технологии широко используются при получении образования в форме экстерната. Документ об образовании выдается образовательным учреждением в соответствии с лицензией, форма документа определяется самим образовательным учреждением и заверяется печатью. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Таким образом, вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании (документа об образовании государственного образца – для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию).
Ответ дан по состоянию законодательства на 13.10.2011 г.