© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Содержание:
- Актуальность использования куклотерапии с детьми
- Принципы использования куклотерапии
- Некоторые аспекты куклотерапии
- Виды кукол в куклотерапии
Куклы уже давно используются в качестве терапевтических инструментов, обеспечивая комфорт и спокойствие людям, борющимся с различными эмоциональными трудностями. Куклотерапия позволяет детям безопасно и комфортно обрабатывать эмоции. Они естественным образом общаются и обрабатывают мир через игру, поэтому использование кукол в терапии выводит её на их уровень.
Актуальность использования куклотерапии с детьми
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Кризисное социально-экономическое положение современной России, а также события, происходящие в мире, оказывают негативное влияние на физическое, психическое и эмоциональное состояние человека. Переживаемые тяготы и лишения, при которых страдают не только взрослые, но и дети, оказывают негативное влияние на физическое, психическое и эмоциональное состояние человека. Особенно это касается детей, как наиболее уязвимой категории общества. Практически ежедневно они переживают стресс и реальную опасность для жизни. В связи с этим сегодня остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а психологическое сопровождение их чрезвычайно актуально.
Одним из эффективных методов психолого-педагогического сопровождения детей группы риска, является метод куклотерапии.
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний детей при помощи кукол. Он позволяет ребенку посмотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы.
Куклотерапия помогает устранить болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, адаптацию. В процессе коллективной творческой деятельности куклотерапия способна разрешать конфликты, причем главным действующим лицом становится любимый персонаж, с которым разыгрывается история.
Цель куклотерапии - помочь ликвидировать, разрешить конфликтные ситуации, в которые попадают дети, укрепление, улучшение психического здоровья, адаптация в социуме. Хотя куклотерапия является простым и доступным методом, она имеет свои показания и решает такие проблемы, как:
- неустойчивость эмоционального фона, излишняя подвижность психики;
- высокая тревожность, наличие страхов, фобий, неврозы;
- конфликтность, агрессивность, стрессовые ситуации;
- склонность к девиантному поведению;
- гиперактивность;
- посттравматический синдром, депрессии;
- трудности социализации и взаимоотношений с окружающими;
- проблемы с коммуникацией;
- наличие личностных комплексов, низкая самооценка;
- застенчивость и замкнутость;
- расстройства аутистического спектра;
- проблема идентичности;
- отставание в речевом и психическом развитии;
- слабое развитие тонкой моторики рук;
- трудности в детско-родительских отношениях.
Использование куклотерапии может:
- дать социально приемлемый выход страху, агрессии и другим негативным чувствам;
- облегчить процесс коррекции эмоционального фона и психологических процессов в качестве вспомогательного метода;
- получить материал для психодиагностики при помощи игры с куклой;
- проработать подавленные мысли и чувства;
- установить контакт с ребенком;
- развить самоконтроль;
- сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
- развить творческие способности и повысить самооценку.
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль, что сказывается положительно на психологическом здоровье детей.
Для тех, кто заинтересован в профессиональном развитии, кто хочет иметь новые эффективные инструменты для работы с дошкольниками и младшими школьниками, приглашаем вас на практический курс «Куклотерапия в работе с детскими страхами». Каждый модуль курса имеет определенную структуру, но отличается уникальностью, т.к. решает актуальные для детей проблемы.
Принципы использования куклотерапии
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
- внимательность к ребенку (по поведению ребенка, особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода);
- обратная связь (в ходе работы необходимо устанавливать обратную связь: спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа);
- отсутствие оценочных реплик (куклотерапия, как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого: «правильно», «неправильно», «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели);
- активизация действий ребенка (необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям, это помогает лучше понять действенность метода в процессе, а также способствует творческому раскрытию ребенка);
- свобода действий ребенка (необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости: все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка, если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия);
- игровая форма (в занятии должна превалировать игровая форма, все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру).
Куклотерапия заключает в себе комплексное воздействие на детей, имеющих отклонение в развитии, с помощью разнообразных театральных приемов – этюдов, игр, специально заданных ситуаций.
Один из главных принципов этой методики – не лечение отдельного симптома и набора симптомов, а комплексный подход. В его основе лежит попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребенка, понять, чем же вызваны, имеющиеся у него симптомы душевного расстройства, агрессивности, замкнутости, депрессивного состояния, плаксивости, отрицания всего. Удается раскрыть, где находится та «поломка», которая мешает данному конкретному ребенку жить. Эта поломка является патологической доминантой, которую и призвана устранить куклотерапия.
Некоторые аспекты куклотерапии
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Выделяется несколько аспектов куклотерапии:
Катарсический аспект
Отреагирование подсознательных аффектов и комплексов у детей происходит во время присутствия их в качестве зрителей на спектакле, содержание которого отражает в драматической или трагической форме типичные возрастные проблемы. Метафорический характер сценического действия, заложенный в самой специфике кукольного представления, облегчает перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект по усвоенным ранее механизмам.
Поведенческий аспект
Десенсибилизация нарушенной реакции на публичное выступление достигается в процессе систематических репетиций. Разыгрывая сюжеты, связанные с ситуацией, провоцирующей патологическую реакцию, изготавливая куклы и маски с изображением пугающих персонажей и образов, дети деактуализируют вызываемые ими эмоции и подготавливаются
к функциональной тренировке в реальных условиях их проявления.
Воспитательный и развивающий аспект
Не будучи непосредственно направленным на ликвидацию конкретных симптомов и разрешение психогенных механизмов нарушения, этот аспект нацелен на дизонтогенетическое проявление в форме общей или парциальной незрелости личности или отдельных психических свойств. Воспитание чувств через специально написанные для этих целей произведения, знакомство с ними, вживание в образы героев в процессе инсценировки формируют доброту, ответственность, эмпатию, жалость, чувство справедливости. Это, в свою очередь, способствует профилактике возникновения нарушения или его рецидиву. Важным воспитательным моментом является формирование и удовлетворение творческих потребностей детей, опирающееся на их индивидуальные способности. Реакции, связанные с участием в работе кукольного театра, компенсируют неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурируют с девиантными формами детских патохарактерологических реакций.
Коррекционно-педагогический аспект
Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, тонкой моторики, чувства ритма, координации движений и др. Занятия с куклами строятся на дидактических принципах, что позволяет обеспечить освоение детьми навыков счета, письма, чтения.
Суггестивный аспект
Использование куклы в качестве объекта, через который осуществляется косвенное внушение наиболее актуально и действенно в дошкольном возрасте. Обязательным требованием при ее применении в качестве носителя коррекционного внушения является сохранение магического значения, что исключает использование данной куклы по прямому игровому назначению.
Для тех, кто хочет научиться проводить психодиагностику с помощью кукол, оказывать детям действенную психологическую помощь в работе с разными страхами, получить опыт применения этюдов и ролевых игр с детьми, добро пожаловать на практический курс «Куклотерапия в работе с детскими страхами».
Виды кукол в куклотерапии
© Изображение создано с помощью нейросети Шедеврум
Мир кукол многогранен. Можно выделить следующие виды:
Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Мимирующие куклы используют для развития самоконтроля, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, выражение чувств. С её помощью можно разрешить конфликт. Куклы могу иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).
Работа с куклой-марионеткой позволяет:
- совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений;
- проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять;
- «оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»;
- осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы;
- учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
- развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка.
Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные куклы размером в рост человека.
Мягкие куклы использовались в течение многих лет в качестве образовательных и терапевтических инструментов для детей и взрослых. Мягкие куклы могут быть использованы для того, чтобы помочь детям выразить свои эмоции и справиться с травматическим опытом. Например, дети, которые пережили насилие или пренебрежение, могут использовать плюшевые куклы, чтобы разыграть свой опыт, помогая им осмыслить и понять, что с ними произошло. Мягкие куклы также могут быть использованы для того, чтобы помочь детям развить социальные навыки, повысить самооценку и снизить стресс и беспокойство.
Заключение
Игра в куклы невероятно ценна и полезна для детей. Она помогает детям расти во многих отношениях, в том числе в социальном, эмоциональном и умственном плане. Дети могут научиться таким важным навыкам, как эмпатия, общение, решение проблем, играя в воображаемые игры и принимая на себя разные роли. Игра с куклами также может помочь детям выражать и контролировать свои чувства, узнавать о них и находить способы справляться с ними.
В долгосрочной перспективе терапевтические куклы способствуют эмоциональному развитию и устойчивости. Со временем дети учатся лучше управлять своими эмоциями, вырабатывают здоровые механизмы преодоления трудностей и укрепляют эмоциональную силу. Эти навыки укореняются, делая детей более подготовленными к преодолению будущих эмоциональных трудностей.
Все статьи по теме Статьи по психологии творчества (арт-терапии)