ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Много лет в профессиональном сообществе шли разговоры о том, что пора, пора в России принять закон о психологической помощи и вот наконец-то это свершилось. Закон обнародован и государственная Дума даже грозится принять его уже в осеннюю сессию.

Сразу хочу сказать, я за закон, уж слишком много «пены» появилось за последнее время в профессиональной среде. Я за тот закон, который бы регулировал сферу психологической помощи, был ясен и понятен каждому специалисту. Но тот закон, что нам сегодня предлагают, так ли он хорош на самом деле? После его прочтения у меня возникло много сомнений в пользе его принятия. Сейчас поделюсь некоторыми из них.

ст 6а гласит, что к психологу, оказывающему психологическую помощь, предъявляется требование о наличии у него высшего психологического образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем аккредитацию в установленном федеральном законодательстве порядке не ниже специалитета или магистратуры. Но у нас в России сейчас огромное количество людей, кто получил психологическое образование либо закончив бакалавриат, либо в результате профессиональной переподготовки. 

Теперь что получается? Когда закон вступит в силу, а на вступление его в силу хотят дать всего 1 год, всем специалистам, а многие из них имеют уже большой практический опыт по 10-15 лет нужно срочно ноги в руки бежать поступать учиться в магистратуру, чтобы иметь нужный диплом и на законном основании работать в любимой профессии?

Что практикующий психолог сможет получить для себя в результате? Какие дивиденды, кроме потраченного времени и денег? Есть ли в этом какой-то сакральный смысл? Честно говоря, сомневаюсь. 

Давайте рассмотрим с вами, как учат магистров, какую информацию нам об этом дает Яндекс.

«Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию».

Простите, но какое отношение это магистерское обучение будет иметь к практической работе с клиентами, допустим к супружеской терапии кроме, повторюсь облегчения кошелька психолога? Причем существенного облегчения, т.к. цена такого рода программ начинается от 250 000 рублей.

В ст. 2.1 добавляются ещё требования о прохождении профессиональной стажировки, сдачи квалификационного экзамена, членства в общероссийской профессиональной организации и нахождения в реестре практикующих психологов.

Не очень понятно, для чего человек должен проходить непонятно какую стажировку, непонятно у кого и за чей счет. Если специалист имеет диплом об окончании ВУЗа, он проходил практику, в таком случае зачем ему эта стажировка? Если человек сдал квалификационные экзамены в образовательной организации и аттестационной комиссией ВУЗа ему присвоена квалификация, то непонятно для чего возникает требование о новой аттестации специалиста и сдачи непонятно какого квалификационного экзамена? Что касается за чей счет, то тут меня вновь терзают смутные сомнения и догадки …

статья 10 п. 4 – психолог обязан 5) оказывать неотложную психологическую помощь в острой кризисной ситуации. Но ведь экстренная психологическая помощь – это отдельная специализация, требующая владения методами её оказания, а не все психологи ими владеют. В этом случае могут вместо помощи принести людям только вред.

В числе участников системы психологической помощи (ст 2.3) вне закона оказались почему-то психологи, имеющие статус самозанятых. Указаны только индивидуальные предприниматели и юрлица. Видимо законодатели посчитали, что все психологи имеют достаточно большой доход и однозначно могут себе позволить затраты, которые возникают при регистрации ИП или ООО.

Я перечислила те пункты из закона, на которые обратила внимание в первую очередь и которые на мой взгляд, однозначно требуют корректировки.

Коллеги, а на что вы обратили внимание в этом законе? Какие мысли он у вас вызвал?

 

ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КАК ОНА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ?

 

Автор:

 

 

 

Надежда Осипова - наставник психологов/коучей, кандидат психологических наук.

  • опыт преподавания психологии и обучения психологов с 2002 г;

  • опыт работы практикующим психологом в области супружеских отношений с 1998 г;

  • автор и руководитель обучающих программ по психологическому консультированию, семейной и позитивной психологии.